@ БУМЕР


ФИЛЬМ "БУМЕР". ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОТЗЫВЫ
(для тех кто уже успел посмотреть и кто еще планирует это сделать)


ПРОЕКТ

По ночным улицам Москвы мчится великолепный черный BMW , уходящий от погони. В нем - четыре молодых парня, четыре друга, попавших в переплет. История начинается с простой случайности, которая приводит к цепи событий, переворачивающих жизнь героев. Им приходится бежать, они оказываются вне закона и каждое мгновение балансируют на краю пропасти. Их чёрный «Бумер» на огромной скорости несётся по дорогам, одни события сменяют другие с необычайной быстротой, герои попадают в неразрешимые ситуации, над их жизнями нависает постоянная угроза.
«Бумер» - остросюжетная драма о молодежи, которую сняла такая же молодежная съемочная группа. Для режиссера Петра Буслова - это первый полнометражный фильм. Его нашумевшая короткометражка «Тяжелая работа старых мойр» была показана на множестве кинофестивалей. А недавно была представлена ВГИКом на соискание студенческого «Оскара». Сценарий «Бумера» Буслов написал вместе со своим приятелем сценаристом Денисом Родиминым («Теория запоя», «Триумф»).
Герои фильма ездят на великолепном BMW 750 IL - топ-версии фирмы BMW.
Песни к фильму написал Сергей Шнуров (Шнур) из группы «Ленинград».
Бумер (Boomer)
Режиссер: Петр Буслов
Сценарий: Денис Родимин
Продюсер: Сергей Члиянц
Другие: Композитор: Сергей Шнуров «Шнур», группа «Ленинград»
В ролях: Владимир Вдовиченко, Андрей Мерзликин, Максим Коновалов и Сергей Горобаченко
Жанр: криминальный экшн-боевик
Производство: "Пигмалион Продакшн"
Дата релиза: 7 августа 2003 года (Россия)
Сайт фильма: www.ctb.ru


РЕЦЕНЗИЯ ЕВГЕНИЯ ЛЕВИКА

Наконец-то и я решился высказаться про фильм, ставший одной из громких сенсаций года.
О "Бумере" говорить интересно, сравнивая его с двумя ставшими "порубежными" лентами на бандитскую тему - "Антикиллером" Егора Кончаловского и телесериалом "Бригада" Сергея Безрукова. Антикиллер был дорогим и плакатным боевиком с ходульными героями-характеристиками, идейный, личный и профессиональный раздел между которыми был пошире пролива ла-Манш. Бригада - дорогой и хитро расчесанной и прилизанной историей о "наших" братках (несмотря на трагический финал, все у пацанов было пучком и Саша Белый классно свою семью за рубеж устроил : )
Обе ленты показывали нам суровую реальность крутых парней, их борьбу за выживание в криминальном мире, изобиловали слэнгом и душещипательными сценами, в которых мамы обнимали непутевых сыновей, а сыновья… а сыновья уходят в бой!
То есть, в принципе, обе ленты КОСИЛИ ПОД ЖИЗНЬ. И старались этот закос сделать красивым - от роскошных автомашин и костюмов преступных главарей до эффектных взрывов и перестрелок. Оттого-то закос под жизнь вышел чересчур театрально-киношным, похожим на лучшие образцы гангстерского жанра западного кино. И если Антикиллер ради эффектностей явно перебрал с правдоподобностью, то Бригада сумела при всей заданности сюжета не сфальшивить в главных его изломах и поворотах, прошла по тонкой грани между киношностью и собственно жизнью. Образно говоря, обе ленты показывали криминальный мир так, чтобы этот закос понравился пацанам. Пацанам понравилось.
С Бумером вроде все похоже. Снято эфектно, эмоционально точно, с кровью и драками, погонями и разборками, характерными типажами и характерной речью. Пацаны "наши", стоят прямо.
Но, взглядываясь пристально, начинаешь видеть СУЩЕСТВЕННУЮ разницу. Разницу эту я разложил по полочкам.

Героика и моторика. В отличие от двух вышеназванных фильмов, Бумер НЕ ГЕРОИЗИРУЕТ своих героев. Они - бандитсккие шестерки, причем не в развитии, как в Бригаде, а в своем зените. Шестерочные шестерки, у которых тоже есть собственная пту-шная гордость и понятия. И то, что одному из них довелось поездить на "мерсе", а всем вместе - на ворованном "BMW", не делает их крутыми. Скорее наоборот: маленькие городские мальчики, попавшие в большой оборот и решившие все устроить на свой лад, потерпели полный крах. Двух из этого братства убили милиционеры в финальной сцене ограбления некой компьютерной фирмы, одного арестовали, а четвертый трусливо уехал с места ограбления на том самом "BMW". Братство оказалось если не фальшивым, то уж точно не пафосным… А подобная установка в бандитском фильме дорогого стоит! ГЕРОИКУ героев в Бумере заменяет МОТОРИКА их поступков, логичная и понятная каждому из зрителей ("А ничего другого пацанам и не остается делать!"). В отличие от героев Антикиллера, делящих с монтировками в руках зоны влияния, и героев Бригады, эволюционно вырастающих в самостоятельную криминальную группу, герои Бумера никуда не растут и ни во что не вмешиваются: со страхом в глазах бегут от неминуемой расплаты, а потому готовы отдавать последние деньги милиционерам, а вырванный из "BMW" классный радиоприемник (сами-то что будут слушать?!) предлагают мальчишке на АЗС.
Ребята из Бумера - это не ГЕРОИ БАНДИТСКОГО ЭПОСА, а герои очень грустной "криминальной истории с человеческим лицом".

Русскость и западность. Отличается и русскость героев Бумера. Если в Бригаде криминалы встречаются у стен православного храма (еще одна умильно-лубочная деталька!), а герой Антикиллера пьет водку, не закусывая, то пацаны Бумера русскостью своей не педалируют и слезу у зрителя не вышибают. Даже наоборот. Городские пацаны, умеющие говорить на полуфене-полумате, настолько далеки от России, насколько непригоден для деревенский дорог их западный авто, застревающий в первой яме. Пацаны сталкиваются с русскостью - деревенской, истинной, по-прежнему чуждой цивилизации и западным благам - в лице деревенской знахарки Собачихи и ее не то племянницы, не то соседки Кати. Собачиха за бесплатно, по велению души излечивает одного из бандитиков от колотой раны в бок, фактически - вытаскивает с того света, а молодая женщина сближается с другим молодым бандитиком, подарив ему несколько ночей не столько секса, сколько спокойствия и свободы от страхов. Криминальные шестерки, бегущие из города куда глаза глядят, вряд ли тянут на высокое звание "кинорусских". Как, впрочем, и остальные мужчины, в фильме показанные - урод на уроде. Осуждать их не могу, так как - вот она, хитрая уловка - в Бумере все - даже моральные уроды - действуют единственно возможным и логичным образом, так, как и должно. Эта естественность их поступков и не позволяет кидаться ярлыками, как это мы делали при просмотре Антикиллера и Бригады.
Как и положено, если по честному, русскость - это женщина. Бумер это и показывает. Ну а насчет западности - это уж слишком. Это не для героев Бумера. При первой возможности они корежат дорогой авто, хамят в дорожной закусочной, воруют и отбирают, поучают жизни ("В этой жизни каждый за себя!") встреченного мальчишку, глумятся над слабыми и пресмыкаются перед сильными. Если к этому присовокупить очень точные зарисовки жизни маленьких российских городов, пьянь и рвань (к счастью, Бумер все это не педалирует, просто не избежать), то эпизодическая западность Антикиллера и Бригады (роскошные интерьеры бандитских квартир, дорогие кашемировые пальто едущих на разборки бригадиров, "крутые тачки", "крутые пушки" и прочая красивость видеоряда) выглядит "потемкинской деревней" и как минимум полуправдой. Россия в Бумере не пореформенная, не противоречивая - между роскошью и бедностью, ОНА УМИРАЕТ. ДЕГРАДИРУЕТ. И то, что подруга одного из героев улетает в Париж, так и не дождавшись парня, - тоже точная характеристика жизни в России: будет шанс уехать на Запад, им воспользуются. Не случайно и то, что Леха "Килла", Петя "Рама" и их друзья показаны в фильме в отрыве от сентиментального подтекста и фона - без семей и любимых, без родителей и первых учительниц…
Грустная черно-белая русскость Бумера - честная, максималистская. Понятно, что есть на Руси достойные люди - знаю многих. Есть и крутые пацаны, которые не ломаются как грифель в карандашах.
Но Бумер не стал таких показывать, не стал ДАРИТЬ НАДЕЖДУ. Режиссер Петр Буслов решил не идти на поводу у зрительских ожиданий, когда так хочется увидеть лучик света. Его бескомпромиссность делает честь молодому режиссеру - ведь проще было пойти по стопам Бригады: очеловечить героев ПО МАКСИМУМУ, вставить сценку в какой-нибудь деревенской церквушке - парни просят Бога заступиться или пускай один из героев переведет старушку через дорогу. То, что Буслов не стал так делать, красноречивее всяких слов говорит, что он СНИМАЛ ФИЛЬМ НЕ о российских бандитах. Тогда о чем?
Смешно сказать, но о смысле жизни. Мы уже и забыли, что можно снимать фильмы на подобную тему! С глубинным подтекстом, с построением сюжета таким образом, чтобы выводы после просмотра вели нас именно на эту дорожку. На фоне пафосно-самовлюбленной Бригады и китчево-комиксового Антикиллера Бумер выгодно выделяется попыткой переосмыслить роль исторического момента в жизни огромной страны на примере ее молодых да ранних, тех, кому жить и двигать страну дальше. И если Бригада и Антикиллер смакуют демонстрацию могущественности и властности КРИМИНАЛА в крупнейшей стране мира, то Бумер сконцентрировал свой message на куда более глубоком выводе: период распада и деградации не завершен, он по-прежнему куда могущественнее и властнее всех мафиозных банд и бригад, взятых вместе, и ему все равно, кого поедать на завтрак: милиционера-взяточника, по пьяни полезшего за упавшей банкнотой в снег и попавшего по локоть в поставленный кем-то капкан, или пацана с автозаправки, получившего в дар от героя Бумера бейсбольную биту и употребившего ее "по назначению" - избиванию позднего пешехода.

Вообще, эти любопытные ремарки-дополнения к основному сюжету, когда нам предлагается взглянуть, что случилось в будущем с теми, кто так или иначе столкнулся с парнями на черном "BMW" - сильный режиссерский ход. Мы видим, что все эти люди словно бы заразились вирусом безысходности от наших героев. Шофер-дальнобойщик, пырнувший заточенной отверткой одного из молодых бандитов, станет инвалидом, когда обожаемая им отвертка подведет его, соскользнув из зажима кабины, нависшей над ремонтирующим ее нутро мужиком. Деревенская девушка родит ребенка, и долгие годы будет жить с обидным прозвищем блудницы и развратницы.
Единственный, чье будущее останется для нас во мраке, - это Димон "Ошпаренный", тот, кто сбежал с места ограбления и тем самым купил себе свободу и жизнь. Надолго ли? Вынужденный бросить слишком уж приметный "BMW" в лесной чаще, он сидит на автобусной остановке провинциального городка, и горящие фары автомашины, еще какую-то неделю назад восхищавшей всю бандитскую команду, медленно угасают. Гаснут, и идут финальные кадры.
Грустная безвыходность финала Бумера явно не являлась самоцелью режиссера. Очевидно также, что он не относится к числу мазохистов и снимал деньги о "грустной России" не на деньги Бориса Березовского. Тут другое. Буслову было важно встряхнуть всех нас, показать глубину той пропасти, в которую попал не только Костя "Кот" со-товарищи, но и весь этот мир, вся та человеческая община, которая после Бригады и Антикиллера решила, что грязь и унижение человека можно пригладить и расчесать на киношный манер. Героев бандитских разборов Буслаеву не жалко, ему жалко ТО, ЧТО подчинилось этой грубой и всеразрушающей силе. То, что превратилось в прах, так И НЕ СТАВ ЧЕМ-ТО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ.
Такая позиция режиссера (допускаю мысль, что все это произошло изнутри, в контексте работы над фильмом и не планировалось изначально) мне кажется искренней и честной. Рекламного ролика о крутых пацанах не получилось, и Слава Богу! Вообще стоит опять похвалить питерскую кинокомпанию "STV", выстрелившую в очередной раз в десятку ожиданий. И если кинокритики говорят, что фильм Бумер "закрыл бандитскую тему", то я выражу надежду, что именно Бумер открыл для нас новое кино.


ОБ АКТЕРАХ

Андрей Мерзликин (Димон «Ошпаренный»). Родился в 1973 г. в городе Королеве. По первому образованию - радиотехник космического машиностроения, затем получил высшее экономическое образование. Окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Е.А.Киндинова). Учась в институте, снялся в короткометражном фильме «Как я провела лето» (реж. Н.Погоничева) и получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале ВГИКа. Снимался у Ильи Хотиненко в фильмах «Новости», «Лицо французской национальности», в сериале «Траектория бабочки». Актер театра Армена Джигарханяна. В 2000 году работал в международном проекте «Отель «Европа» (режиссер Иван Поповски), с ним объездил крупнейшие театральные фестивали Европы (Вена, Бонн, Авиньон, Стокгольм, Болонья.

Коновалов Максим (Леха «Килла»). Родился в 1975 году в Москве. В 1999 году окончил театральное училище им. М.С.Щепкина. Снимался в эпизодических ролях в фильмах «Какая чудная игра», «Любить по-русски», «Грешные апостолы любви», «Мелкий бес», «Не послать ли нам гонца?». Сыграл в фильмах «Хоровод» (1993, реж. В.Кучинский), «Роковые яйца» (1994, реж. С. Ломкин), «Сыщик с плохим характером» (реж. А.И, 2001).

Вдовиченков Владимир (Костя «Кот»). Родился в 1971 г. в г. Гусев Калининградской области. В 2001 г. окончил ВГИК (мастерская Г.Тараторкина). Работает в театре им. Моссовета. Играет в спектакле «Сирано де Бержерак», репетирует роли в спектакле по Ю О’Нилу «Анна Кристи» и в театре им. Вахтангова в «Царской охоте» Зорина. Снимался в сериалах «Бригада», «Гражданин начальник».

Горобченко Сергей (Петя «Рама»). Родился в г. Североуральске Свердловской обл. В 1989 г. окончил среднюю школу и поступил в Горный институт в Санкт-Петербурге. Через два года из него ушел и стал учиться в театральном институте. На 2-м курсе женился на однокурснице, и по окончании института вместе с ней пошел работать в театр комедии им. Акимова. В 2000 г. вместе с семьей переехал в Москву и стал актером Ленкома.


ХРИСТИАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

На первый взгляд любому порядочному христианину фильм может показатся абсолютно бездарным. Ну чем, спрашивается, можно его охарактеризовать, кроме необдуманных поступков, вечных разборок, "крутого базара" и вопиющей безисходности... Так и хочется спросить: ну разве этот фильм про нормальных людей? Четыре товарища после перестрелок в кафе уезжают из города на краденом автомобиле без гроша в кармане и на протяжении фильма единственное что делают -- ищут неприятностей себе на одно место.
Возможно, то что я сейчас скажу кому-то покажется совсем нетрадиционным взглядом. Но все же я решил пойти на это шаг и найти в этом фильме ту золотую нить которая и отличает его от всех других фильмов. А именно: предлагаю посмотреть на БУМЕР немного с другой стороны... Наши герои это четверо парней не знающих что такое Истина и борющихся в этой жизни за выживание. Что им еще остается делать? Как поступать в такой ситуации? Человек видящий только земное по-другому поступить и не может. Выхода нет... Надо делать только то, что надо делать...
БУМЕР прекрасно демонстрирует мирскую позицию -- если не ты убьешь, то убьют тебя, если не ты кинешь, то кинут тебя. В таком мире можно жить только по таким законам. Возникает вопрос: а действительноолько в таком мире можно жить только по таким законам? Или можно жить по-другому?
Мне кажется что именно в этом месте фильм ставит большой знак вопроса: а существует ли выход из всего этого? И тут те кто выход знают должны дружно сказать "ДА"! Ведь все мы знаем, что во все века были люди которые независимо от того, что творилось вокруг, всей своей жизнью в очередной раз доказывали, что "сознание тоже может определять бытие".
Так в чем же тогда загвоздка, раз уж героям фильма было можно поступать по-другому и остаться в живых, например? А загвоздка вот в чем: Бог дал нам свободу выбораи эта свобода заключается не только в том, какие решения мы принимаем но и в том, что за эи решения мы должны нести ответственность.